Конспект НОД для детей средней группы по познавательному развитию: «Чудесный песок»

вкл. .

Воспитатель МБДОУ №39 г. Апшеронска Халамеева О. В.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию навыков исследования песка;

Показать детям свойства сухого мелкого песка – как изобразительного материала;

Учить работать в технике рисования песком на стекле: кулачком, щепоткой, пальцем.

Развивающие:

Развивать эстетическое и художественное восприятие, фантазию, моторику рук, зрительно-двигательную координацию, творческое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества по отношению к другим, внимательное отношение к окружающим.

Оборудование: световой стол для рисования песком, игрушки-герои мультфильма «Лунтик и его друзья», фонарик, поднос с мокрым песком, с сухим песком, схемы, аудиозапись («Улыбка» муз. Шаинского, сл. Пляцковского), театрализованные шумы, формочки и совочки для игр с песком.

Словарная работа: песок, куличи, отпечатки, сухой, мокрый, сырой, сыпется, течёт, лепится.

Методы и приёмы: наглядные, практические, словесные, игровые.

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание иллюстраций с видами построек из песка, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке.

Ход деятельности

Под музыку из мультфильма «Лунтик и его друзья» появляется воспитатель в костюме божьей коровки Милы

Мила. Ой, а где это я? Куда же я попала? Кажется, я попала в детский сад. (Ответы детей).

Мила. Как здорово! Здравствуйте, ребята!   Какие чудесные дети здесь собрались! А чем же вы занимаетесь в детском саду?

Мила. Ребята, а как вы думаете, кто я? (покружиться)

Мила. Правильно, божья коровка, а зовут меня Мила. Как вы думаете, из какого мультфильма я к вам пришла?

Мила. Да. А ещё со мной пришёл  мой друг Лунтик (игрушка).

Давайте познакомимся. Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Мы будем передавать его по кругу, когда мяч окажется у вас в руках, вы называете свое имя. И так начали. Меня зовут Мила, а тебя?

Игра «Передай мяч и назови своё имя» (дети передают мяч, называя свое имя)

Мила. Какие красивые у вас имена (повторяет имена детей).  Мне даже хочется подарить вам свою улыбку. Ребята, я улыбнусь вам и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Вот мы и познакомились!

Мила. Ребята, посмотрите, Лунтику сегодня грустно? Почему он такой грустный? Что же могло случиться? (размышления детей)

Надо спросить у Лунтика. (подносит Лунтика к себе). Лунтик сказал, что когда он  играл в песке, вредные гусеницы Вупсень и Пупсень бросались песком. Разве так можно?

Мила. Ребята, а вы хотите поиграть со мной и с  Лунтиком в песок?

Мила.             Песочница, песочница!

                        А в ней песок, песок.

                        Песочница, песочница!   

                        Идём играть дружок.

                                                     (Автор Халамеева О.В.)

Давайте сначала познакомимся с правилами игры с песком.

Здесь нельзя кусаться, драться.

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Обижать детей нельзя!

                                                     (Автор Халамеева О.В.)

Мила. Так что же нельзя делать с песком (Дети проговаривают правила, изображенные на схемах)

Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Нельзя чтобы после игры с песком оставались грязные руки.

Песок любит, когда у детей чистые ручки и носы.

Дети вместе с Милой рассматривают мокрый песок на подносе

Мила. Давайте поздороваемся с песком:

Здравствуй, здравствуй, песок.

Здравствуй, здравствуй, дружок.

Будем мы с тобой играть,

и не будем обижать! »

Мила. Посмотрите, какого цвета песок?

Мила. Положите руки на песок, какой он?

Мила. Посмотрите, что осталось после ваших ладошек? (Ответы детей).

Мила. Возьмите песок в руку, сожмите кулак, разожмите. Что стало с песком? 

Мила. А почему он лепится? (Ответы детей).

Мила. Попробуйте песок высыпать из ладошки в ладошку. Что вы можете сказать о песке? (Ответы детей).

Мила. Что можно сделать из такого песка?

Мила. Ребята, а я очень люблю печь куличики, поэтому предлагаю  из песка слепить куличиков и порадовать Лунтика. Согласны?

Мила. Какие красивые куличи! Лунтик очень доволен и всем говорит спасибо.

Мила. Ребята, посмотрите на солнечную поляну (показывает рукой). Там тоже есть песок. Хотите пойти? 

 «Маленькие ножки»

Зашагали ножки топ-топ-топ;

Прямо по дорожке топ-топ-топ;

Ну-ка, веселее топ-топ-топ;

Вот как мы умеем топ-топ-топ.

Мила подводит детей к  столу с сухим песком

Мила. Посмотрите, здесь тоже песок, а какого он  цвета?

Мила. Положите руки на песок и потрогайте его, какой он? (Ответы детей).

Мила. Возьмите песок в руку и рассмотрите его у себя на ладошке. Из чего состоит песок? (Ответы детей).

Мила. А теперь слегка разожмите пальцы. Что происходит с песком? (Ответы детей).

Мила. Можно ли из сухого песка лепить? (Ответы детей).

Мила. Зато им можно рисовать.

Вдруг раздается раскат грома

Мила. Я слышала какой-то грохот. Ой, ребята, что это, как вы думаете?

Мила. Да, действительно, гром. Скоро начнется дождь, наш песок намокнет, и мы не сможем им порисовать.

Что же нам поможет, чтобы стало опять светло и радостно? (Ответы детей).  

Мила. А давайте мы его с вами нарисуем!

Мила. Возьму кулак и нарисую на песке круг – вот мое солнышко!

Нарисую глазки, носик, ротик. Наше солнышко веселое, улыбается. Чего-то не хватает? (Лучиков). Чем можно их нарисовать? (Ответы детей).

Дети пальцем рисуют лучики

Мила. Ребята, посмотрите, мне кажется, вокруг стало светлее, а вы хотите сами попробовать нарисовать солнце?

Самостоятельная деятельность детей

Мила. Вам понравилось рисовать песком? Тогда улыбнитесь друг другу. Звучит аудио запись: песня   "Улыбка»

От улыбки станет всем светлей. Даже ваши солнышки засеяли.

Мила. Ребята, посмотрите, появился солнечный лучик!

Найдите, где он? (Ответы детей).

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Слежение за огоньком  фонарика

А  я лучик озорной,

Поиграть хочу с тобой,

Ты за лучиком следи,

Головою не крути!

                                                     (Автор Халамеева О.В.)

А теперь мы посмотрим, как солнечный лучик бегает по группе.

Выполнять при неподвижном положении головы

Огоньком фонарика воспитатель проводит линии на стене, ребенок следит глазами:

Побегу я по дорожке,

Покатаюсь на волнах,

С горки в горку побегу

И обратно поверну.

Покружусь потом по кругу

И вернусь затем я к другу.

                                                     (Автор Халамеева О.В.)

Мила. Когда светит солнышко, какое у вас настроение?

Мила. И у меня радостное. А можно ли радость сравнить с праздником?

Мила. И у нас с вами получился праздник. Вот я и хочу вас угостить пирогом на нашем празднике. Подойдите ко мне, пожалуйста.

Мила подводит детей к  ящику, выравнивает поверхность песка

Мила. Какие пироги бывают по форме?

Мила. У нас будет круглый.

Воспитатель рисует круг пальцем на песке

 Вот какой большой, на всех хватит.

 А вы с чем любите пироги? (Ответы детей).

Мила. Наш пирог будет с ягодами. Давайте положим на пирог ягоды. Пальчики показываем вот так, и оставляем отпечатки.

Дети вместе с воспитателем рисуют подушечками пальцев ягоды

Мила. Ой, какой красивый пирог получился! Но он один (огорченно), а нас много. Что же делать? А давайте я разделю его на кусочки.

Этот кусочек для …, а этот для…

Мила. Ребята, а с каким песком мы с вами играли? С каким песком вам понравилось больше играть, почему? (Ответы детей)

 А вы хотите узнать, где ещё  применяется песок и как его используют?                                                                           

Мила. Мы с вами обязательно встретимся и узнаем об этом.

До свиданья, друзья, до новых встреч! Мы  к вам придем  еще поиграть.

Переход в самостоятельную деятельность. Не забудьте! После игры с песком нужно обязательно вымыть руки.