Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе логопедической группе: «Как сохранить свою кожу здоровой»

вкл. .

Воспитатель  МБДОУ №39 г. Апшеронска Мельникова Е. В.

Цель: формировать у  воспитанников понятие биологического смысла основных гигиенических процедур.

Программные задачи:

- дать первоначальные (простейшие) представления о микроорганизмах (микробах) (растут, размножаются, питаются, дышат);

- о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

- познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными  бактериями;

- расширять представления детей о коже, уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей.

Материал и оборудование: иллюстрации на мультимедийной установке, мяч, стикеры, разнообразное мыло (твердое, жидкое), стаканы с водой, салфетки.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, логические рассуждения, самоанализ, моделирование, демонстрация иллюстраций.

Словарная работа: микробы, болезнь, микроскоп.

Ход деятельности:

Воспитатель: Сегодня  я приглашаю вас в лабораторию. А мы с вами будем научными сотрудниками. Недавно мы с вами познакомились с кожей. Что мы узнали о коже?

Дети:  Что кожу нельзя снять как рубашку, что у нее в разных местах разная толщина, что кожей мы можем определить форму и твердость предметов, холодный и теплый предмет. Давайте, рассмотрим нашу кожу через лупу.

Что мы видим? На коже есть волоски, бугорки, складочки и впадины, что на пальцах есть рисунок.

Воспитатель: Для чего нам нужна кожа?

Дети:  Кожа защищает нас от перегрева и охлаждения, ветра и сырости. Она не пропускает в наш организм микробы.

Воспитатель: Кто знает, кто такие микробы? Микробы – это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». А теперь садитесь на стулья, и мы с вами рассмотрим микробы. (Демонстрация иллюстрации).  У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Это просто палочки или шарики. Но они так же, как и мы едят, дышат, передвигаются. Передвигаются они по-разному. Одни из них просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди или животные. Например, в земле много различных микробов. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и, не вымыв руки, стал, этими же руками, есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в рот. Вот так микробы и передвигаются.

А теперь рассуждайте сами. Собака бегала около мусорного ящика… Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка?

Дети:  Микробы прилипли к ее шерсти, морде, к лапам; ребенок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.

Игра «Грязнули». Воспитатель раздает детям наклейки с изображением бактерий и распределяет роли: один из детей не помыл руки перед едой, другой – после посещения туалета, третий – после прогулки т.д. Затем воспитатель берет мяч в руки, притворяется, будто у него простуда, и чихает.

Воспитатель: Ой, я забыла прикрыть рот, и теперь мои бактерии попали на мяч!».

Воспитатель приклеивает наклейку на мяч и кидает его ребенку. Тот в ответ должен громко произнести слова своей роли: «Ой, а я забыл помыть руки перед едой» - и он тоже приклеивает наклейку на мяч. Затем он кидает мяч следующему игроку. В последний бросок мяч остается у воспитателя.

Воспитатель: Видели, как много бактерий мы передали друг другу! Вот почему мы должны мыть руки часто, чтобы предотвратить распространение бактерий и не заболеть.  

Воспитатель: Что едят микробы? Все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья, землю, мусор и т.д. Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась по комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите.

Как вы думаете, микробы полезны для человека или нет? (Ответы детей) Большинство микробов для нас не опасны. А некоторые бывают очень полезными. Например, с помощью микробов делают кефир, простоквашу, йогурт, сыр.

Но некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, которые «едят»  здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его «едят» микробы, и он начинает с ними бороться. То время, пока идет борьба, называется болезнью. Чтобы легче было бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу – делает уколы. Кто кого победит? Конечно, побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче с ним справиться. Когда человек чихает или кашляет, он пытается выбросить из себя как можно больше бактерий. Но и микробам от этого только лучше – бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим людям, заразить их.

Если мусор из кармана

Прямо на пол выгребать,

Если кожуру банана

Мимо мусорки бросать,

То микроб в своей газете

Эти новости прочтет

И со всей семьей микробьей

В твоем доме заживет.

И тогда от всех болезней

Станешь кашлять и чихать,

И гулять тебя не пустят,

И с друзьями поиграть.

Если ты болеть не хочешь

Или взаперти скучать,

То с микробами сегодня

Начинаем воевать.       (Н.Д. Ходжемирова)

Воспитатель: Так ли уж опасны бактерии? Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Как можно бороться с микробами?

Дети:  Надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше.

Воспитатель: А еще необходимо вести здоровый образ жизни, чтобы микробы не смогли победить человека. Надо заниматься спортом, питаться полезными продуктами.

Воспитатель:  Что нужно делать каждый день?

Дети:  Надо удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели.

Воспитатель: Догадайтесь, как это сделать? (Ответы.)  Только ли дома должно быть чисто? (Ответы детей.) А на улице живут микробы? (Ответы детей.) Что мы можем сделать, чтобы преградить путь микробам? (Ответы.) Да, достаточно умываться, и мыть все то, что я назвала.  Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет не много.

Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии. (Демонстрация фотографий) На них вы видите, как умываются и чистят свое тело разные животные. Подумайте, зачем они это делают? (Ответы.) А для чего моется человек?

Дети:  Чтобы убрать бактерии, удалить грязь, не заразит других, не заразиться самому и т.д.

Воспитатель: Человек моет все тело, когда купается. А какие части тела он моет отдельно?

Дети:   Уши, лицо, руки, ноги, шею  и т.д.

Воспитатель:  Чтобы делать это своевременно, надо знать, какие части тела пачкаются быстрее всего? (Ответы.) Посмотрите на свои руки. Быстро ли они пачкаются? (Ответы.) Почему? (Ответы.) Достаточно ли просто обмыть их водой? (Ответы.) Чем мы моем руки? (Водой, мылом.) Зачем руки и ноги моют с мылом? (Ответы.)  Представьте себе: вы пришли с улицы домой, вымыли руки, а лицо не помыли, грязную обувь и одежду не сняли. Так и пошли по всему дому. Зашли на кухню, поели. Включили телевизор, залезли на диван или стали играть с игрушками. Какие неприятности могут произойти?

Дети:   Испачкается мебель, прибавится пыли, от одежды пачкаются руки, их можно случайно положить в рот или потереть глаза – и от этого заболеть, микробы разносятся по всему дому и т.д.

Убирать свои игрушки,

Маме дома помогать,

Чистым ушком на подушку

Ночью лечь в свою кровать.

Кушать кашу чистой ложкой,

За обедом не болтать,

Поиграв с пушистой кошкой,

Руки мыть не забывать.

Чтобы было хорошо,

Чисто на планете,

Я даю рецепт такой,

Взрослые и дети:

Фантик, огрызки,

Обрезки бумаг

В урну бросай

Или мусорный бак.

Тогда сверкает речка,

Вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы,

Когда чистюля ты.         (Н.Д.Ходжемирова)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Картинки со схемой умывания.) Мы с вами сказали, что кожу необходимо содержать в чистоте.  Я хочу, чтобы вы вспомнили, как правильно надо мыть руки? (ответы детей). Вспомните, как мы ухаживаем за своей кожей? Посмотрите на схемы. Разложите их по порядку. И не только опишите каждое действие, но и покажите. (Дети по схемам описывают и показывают порядок умывания.)

А теперь подходите к другому столу. Что это? (Мыло.) Чем оно друг от друга отличается? (Ответы.) Чем оно пахнет? Давайте понюхаем. Как вы думаете, какое мыло лучше очищает кожу? (Ответы.) Давайте посмотрим, какое мыло быстрее растворяется в воде? (Демонстрация с привлечением детей. Побуждаем детей делать выводы.)

Воспитатель:  А сейчас поиграем в игру «Можно – нельзя». Если можно – поднимайте руки вверх, если нельзя – прячьте их за спину. Слушайте внимательно.

«Однажды Оля не обнаружила своего полотенца и вытерлась чужим. Можно так делать? Почему? (Руки за спиной.)

Нет, она не вытерлась чужим полотенцем, а взяла чистую тряпочку. (Руки подняты.)

Оля наигралась на улице, поужинала, но умываться не стала. Можно так делать? Почему? (Руки за спиной.)

Легла спать она в той же одежде, в которой играла на улице. Правильно? (Руки за спиной.)

Утром Оля встала, умылась, (руки подняты) почистила зубы, (руки подняты) сходила в туалет и села завтракать (руки за спиной). Что неправильно сделала Оля? Как надо было сделать? (Вымыть руки после туалета.)

Молодцы, ребята, правильно отвечали на все вопросы.

Конечно, взрослые постоянно напоминают вам: «Вымой руки!» «Умойся!», но надо все это делать самому, без напоминания. Вы должны научиться самостоятельно умываться, купаться, приводить в порядок свои вещи.

Теперь я за вас спокойна: вы знаете, как сохранить кожу здоровой. И вы можете рассказать об этом тому, кто этого не знает.